Опубликовано: 21.04.2023
Некоторые из выживших задохнулись от услышанного и увиденного... Однако мемуары «История прошлой жизни» переводчика, журналиста Хасена Уахитулы Озденбаева (29, см. (Ф.223 - ИЛ Описание 1. За 1920-2006 гг., 57 д.) Сохранен. Упомянутая рукопись содержит много сведений об Ахмете Байтурсынулы, Миржакипе Дулатулы, Смагуле Садуакасулы и других львах Алаша. Кроме того, есть фото Хасена Озденбаева с общенациональным лидером Аханом в Москве в 1924 году.
Хасен Озденбаев учился в Москве татарском медресе, Русской и Татарской гимназиях, Орынборских учительских курсах, Курсах подготовки редакторов районных газет в Москве (1934 г.), Костанайском пединституте в 1911-1920 гг. В 1920-1928 годах фельетоны и очерки печатались в юридических учреждениях, в 1929-1931 годах в Москве районной газете «Аул». С августа 1931 года переведен в редакцию газеты «Енбекши казах», а в 1929-1973 годах работал в газете. Он перевел эпопею М. Шолохова «Тынык Дон» и роман «Воспитанная дева», О. Бальзака «Шегер Кожа», И. Гончарова «Обломов».
Педагогический курс был организован в Москве, столице Казахстана, в Москве модельно-практической школе (ул. Неплюевская, 34, бывший Неплюевский кадетский корпус). Здесь слушателям курса читали лекции председатель ЦИК РК Сейиткали Мендешев, учитель нации Ахмет Байтурсынулы, нарком народного просвещения Нугман Залиев, зоотехник, профессор Саковский, Аспандияр Кенжин, Есенгали Касаболатов, Лоскарев, Лозовой. Они стремятся максимально понять, установить и объяснить явления мира подросткам. Понятия у него согласованные, мысли живые, «во время выступления он держит аудиторию в руках, глаза бегают».
Гасен Озденбаев, благослови Господь, сияет подобно солнцу, гордость нации, кладезь знаний, Ахмет Байтурсынулы, пишет следующее:
"Меня удивило, что Акхуба высокий, с огромным телом, плоские плечи, черные волосы, пробор на одну сторону, рана надвое, прямая складка на лбу, но красивый, темные усы и свиная борода смешанные с белыми волосами. Как говорится: «Человек идет носом, лошадь идет губами». угол правого, а один конец был прикреплен к его карманным часам. Его двойные черные глаза не блестят и не искрятся, они серьезны, почти печальны, глубоки. Во всяком случае, мне так показалось из-под стекла. Его речь медленная и серьезная. Он не пронзительный и не пронзительный, не хриплый и не хриплый, но его мягкий коричневый голос слышен негромко. Он начинает слово со слова «Йи-я!», затем прерывает предложение в виде отступа между словами и снова продолжает: «Йи-я!».
- Да, товарищи! Акан начал. «По умениям учителя, дети», кажется, что среди вас есть люди моего возраста, здоровые юноши и даже очень молодые люди. Давайте сначала познакомимся. Вы должны быть учителями, которые давно преподают в русскоязычных школах. Возможно, вы закончили медресе и стали учителем в деревне. Вы, вероятно, преподаете в школах, которые открылись позже. Это понятно. А как насчет ваших учебных материалов? Русских книг достаточно. Дошли ли учебники, произведенные для казахских школ, до сельских школ? Как школьные здания? Он задал вопросы об энтузиазме жителей страны к образованию, помощи и поддержке местных властей и познакомился с ними. Рассказали, как учим, что есть только учебники и языковые пособия, счетная книжка, русский "Букварь". Вы помните, что вы узнали из «Language Tool»? - сказали и проверили некоторые из нас.
- У вас есть уроки пения, вы умеете петь? Вы умеете играть на барабанах и настраивать? - спросил он и слегка улыбнулся.
- Есть ли у вас учителя, которые учат вас рисовать зонтики? Да, у нас почти нет зрелого мастера-дайвера, увлекающегося этим искусством. А та стена, что висит на стене, это стена Алексея Васильевича Кольцова. Это не фото. Расписан вручную казахом из Торгая Омаром Алмасовым. Подпись О. Алмасова есть и на ноге Сугирета. У нас должно быть больше таких учителей.
Я поднял руку.
- Ахметказы Чутаев, увлекшийся живописью во время учебы в Москве гимназии и ставший хорошим художником, работает учителем в школе в Москве Мендикара Костанайского района. Кажется, он еще учит своих учеников рисовать зонтики, - сказал я, не сидя на месте.
Затем Акан начал лекцию. Сначала он сказал, что недавно внес изменения в грамматику казахского языка, и подробно объяснил, что это за изменения, со слов самого Акана. Он написал на доске и показал. Он попросил нас записать в тетради. «Языковое пособие» будет издано сразу в 1924 году и доставлено к следующему учебному году, сказал он.
Смысл «прекрасных глубоких лекций» несравненной личности неизмерим. Он начинается с корня проблемы и уходит вглубь. Поговорка "камень тает от слов добрых" верна...
Ахмет Байтурсынулы, в совершенстве владевший тонкостями педагогики и красноречия, в личной анкете, заполненной в июле 1924 года, указывал, что он «народный учитель» и «ученый методист».
Хасен Озденбаев бросил вызов наследственному государству, которое в 1921 году отошло в иностранные руки, и был принят Чрезвычайным представителем ЦИК Казахстана и Совета Народных Комиссаров в Москве области Смагулом Садуакасулы. Характер Смагула он описывает так: «Я сам был маленьким человеком, но рост Смагула был намного выше стола и он казался мне очень высоким человеком. Голова у него огромная, черные волосы густые и завитые назад. Цвет коричневатый или темно-серый, брови темные, веки выпученные, оба глаза большие (мне могут показаться такими косые глаза), нос выпучен, ноздри как бы выпучены. Утолщение верхней губы".
После того, как рабочий убедился в обстоятельствах моего дела, он взял мое заявление и сказал: «Начальник Федоровской уездной милиции. Калым, оплаченный за издание КазЦИК, возврату не подлежит. Вернитесь немедленно и безоговорочно. С. Садвакасов, чрезвычайный уполномоченный ЦК и нарком СССР Казахской АССР», — написал он на одном конце моего заявления.
Он не сказал ничего, кроме: «Вам вернут ваш скот». Его красивый коричневый голос был слышен мягко.
Гасен Озденбаев дает следующую характеристику знаний Смагула Садуакасулы (богатые знания истории государств), красноречия: «Из длинной, очень красноречивой речи Смагула я услышал такие знакомые вещи, которые убаюкивали народ к губам, и другие слова вошел в мое правое ухо и оставил мое левое ухо. Во всяком случае, я заметил: сначала начинается медленно, с хрипотцой, потом, когда становится жарко, горло становится хриплым, голос звучит хрипло и ветрено, потом горло распухает, и поток очищается, как жесткая вода. Япыр-ай, я первый раз в жизни вижу казаха, который так умело, грациозно и без заикания говорит по-русски! Председателем губернаторского исполкома являются Чечен и Шакар. Он покраснел, опустился на колени, повысил голос и начал спорить. Я думаю, что он пытался оправдать свои действия, давая показания и опровергая их в губернаторском учреждении. «Ты действовал сам по себе и никому не давал свободы действий», — сказал Смагул Смагулу.
Смагул Садуакасов, ум и умственная сила которого зародились тупиком, проявил необычайную изобретательность и сказал:
- Слушай, Ряхов! Говорили, что у многих быков я сломал рога, а ты по сравнению с ними просто теленок.
Проще говоря, можно сказать, что личность Смагула Садуакасулы, выражение лица, многозначительные мысли, таблица слов, соответствующая содержанию мыслей, голос, изобретательность Смагула Садуакасулы, «великого горного прибежища и брата необъятной страны», являются наиболее совершенное и полностью выраженное.
Гасен Озденбаев упомянул, что видел таких национальных интеллектуалов, как Алихан Бокейхан, Халел Досмухамедулы, Абилкаыр Досов, Смагул Садуакасулы, Назир Торекулов, Молдагали Золдыбаев, Сакен Сейфуллин, Ергали Алдонгаров, Рахим Сугиров, которые участвовали в съезде работников образования, организованном в Москве 12-17 июня 1924 г. указывает: "Весной 1920 г. из Татарской библиотеки в Москве вышла книга Миржакипа Дулатова "Проснись, казах!" Если я видел надпись на внутренней стороне обложки книги стихов, и смотрел с любовью и любопытством на татарскую чалму на голове, черные волосы, белый воротничок, галстук-бабочку, черный костюм, то теперь я изумлялся, увидев его живым, живой человек. Он среднего роста, широкоплечий, стройного телосложения, смуглое лицо, лысая голова, его черные волосы разделены пробором у лба и сложены на лоб. У него прямой нос, две ноздри слегка раздуваются, два черных глаза острые, навыкате, усов нет. На нем черный костюм (тройка). Его речь мягка, его коричневый голос мягко слышен."
Пай-пай, сабазадор-ай! Вы как будто почувствуете яркую жизнерадостную личность, характер, героическую натуру, движения, культуру речи, низкий голос, духовную природу Ахмета Байтурсынулы, Миржакипа Дулатулы, Смагула Садуакасулы, оставивших после себя почетный художественный труд, золотой след, бесценный слов, мудрости и вдохновения, как Алатау.
2023-04-22 09:20:17