Меню сайта
Новости
Мансардная крыша стропильная система
  Приступая к строительству мансарды, нужно иметь неплохой проект. Вид кровли должен гармонически сочетаться с видом всего строения. Выбирая конструкцию верхнего этажа, нужно узнать, как устроена стропильная

Агентство недвижимости Квартирникъ
КвартирникЪ дома и коттеджи

Монтаж гипсокартона потолок своими
Материал позволяет создавать конструкции хоть какого уровня трудности, на фото, например, представлен успешный вариант двухуровневого потолка. Снутри гипсокартонного короба можно упрятать все имеющиеся

Фидерное удилище
Отправляясь на рыбалку, следует уделить особое внимание подбору снастей. Это следует делать в соответствии с рядом параметров. Как выбрать фидерное удилище для рыбалки на карпа, а также его катушку и

Архитектурные светильники
Архитектурные светильники это – устройства, с помощью которых удается оригинально оформить различные сооружения, а также подчеркнуть художественные изыски. Использование таких приборов дает возможность

Котел газовый настенный
Газовые котлы для отопительных систем в настоящее время довольно востребованы. Согласно статистическим данным, подавляющее большинство оборудования данного типа функционирует на газу. Этот вид топлива

Натяжные потолки в Долгопрудном
Жителям города Долгопрудный мы предлагаем пригласить к себе мастера по замерам натяжных потолков, выезд его к клиенту абсолютно бесплатный, при замере вам будет рассказано, как осуществить заказ натяжных

Коаксиальный дымоход для газового котла
Еще один несомненный плюс такого вида дымоотводов, это циркулирующий холодных воздух, который прекрасно защищает стены здания от возможного перегрева. Но существует у такого вида дымоходов и существенная

Готовые дома под ключ в Санкт-Петербурге
Эта площадка для тех, кто мечтает приобрести дачный дом не далеко от города и имеет цену далеко не астрономическую. Зайдем на площадку готовые коттеджи с отделкой. Там предлагается приобрести готовый

Где купить обои
Каждый из нас, кто хоть раз делал ремонт, сталкивался с такой ситуацией, когда необходимо выбрать обои. В наше время это действительно очень сложно хотя бы только потому, что обоев сейчас очень и очень

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Пожарная безопасность: Огнетушители, Аварийно-спасательный инструмент, Защитная одежда, оборудование

Опубликовано: 03.09.2018

Труд пожарных: кто и как его охраняет?

По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) профессия пожарного относится к одной из самых опасных. В условиях реального пожара огнеборцам приходится сталкиваться с угрозой взрыва, обрушения несущих конструкций, воздействия отравляющих веществ, поражения электротоком и с другими опасными факторами, которые могут привести и, к сожалению, приводят к телесным повреждениям, увечьям отравлениям, радиационному облучению и даже к гибели.


Мотопатруль МЧС: пожарные «байкеры» приступили к патрулированию в Казани

Примеров гибели пожарных в процессе тушения пожаров немало. Вот только последние из них. В марте 2010 г. на пожаре погиб начальник службы пожаротушения ГУ ГО и ЧС г. Москвы полковник внутренней службы Е. Чернышов. Ему Указом Президента РФ посмертно присвоено звание «Герой России». 16 июля 2010 г. при тушении пожара во Всероссийком художественно-научном реставрационном центре им. академика Грабаря в Москве погибли двое пожарных. При тушении лесного пожара 29 мая 2010 г. погиб командир отделения пожарной части № 41 по охране Каширского района Воронежской области 56-летний В. Галкин.

Как же обстоят дела с безопасностью пожарных в процессе трудовой деятельности? Проанализируем ситуацию с охраной труда пожарных и лиц, принимающих участие в тушении пожаров.

КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА...

Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» в Российской Федерации существуют пять видов пожарной охраны:

 1) государственная противопожарная служба, которая включает в себя состоящих на определенных штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава Федеральной противопожарной службы; военнослужащих Федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники);  2) ведомственная пожарная охрана, которая имеется в ряде федеральных органов исполнительной власти и на множестве предприятий различных отраслей экономики;  3) муниципальная пожарная охрана;  4) частная пожарная охрана;  5) добровольная пожарная охрана.

Есть еще свыше 1900 пожарно-химических станций и других пожарных подразделений, которые призваны обеспечивать тушение лесных пожаров, а также горно-спасательные части, осуществляющие тушение пожаров на подземных объектах. Статус последних в Федеральном законе «О пожарной безопасности» четко не определен, так как эти структуры функционируют самостоятельно и финансируются из разных источников.

Вместе с тем риски (опасные факторы) пожаров общие для всех участников тушения, независимо от их ведомственной принадлежности и источников финансирования. Законодательно закреплен принцип единоначалия в руководстве тушением пожаров (что вполне обосновано и ни у кого не вызывает сомнения). Поэтому должны быть едиными и требования охраны труда пожарных.

Действительно, будет абсурдом, если, например, в подразделении ведомственной пожарной охраны ОАО «Газпром» станут руководствоваться одним набором мер безопасности, пожарные поисково-спасательной службы аэропорта «Внуково» - другими, пожарные системы МЧС России - третьими, частной пожарной команды - четвертыми, лесники - пятыми и т. д. Что получилось бы, если бы каждый командир на месте пожара руководствовался бы своим уставом, инструкциями и правилами по охране труда?

Итак, представляется, что Правила охраны труда для пожарных должны быть едиными, а точнее, по существующей градации нормативных правовых актов по охране труда, - межотраслевыми. Они должны быть обязательными к исполнению всеми работниками пожарной охраны или лицами, которые на определенных условиях привлекаются к тушению пожаров. Это добровольные пожарные, члены нештатных противопожарных формирований, которые имеются на предприятиях различных отраслей экономики; лица (безработные), привлекаемые для выполнения общественных работ, в том числе для тушения лесных, торфяных и иных природных пожаров; население, привлекаемое органами местного самоуправления к тушению лесных и иных пожаров.

Но на практике этого не происходит. Зачастую многие вопросы охраны труда и безопасности вообще остаются за кадром.

В настоящее время на федеральном уровне действуют «Правила по охране труда в подразделениях противопожарной службы ГПС МЧС России» (ПОТ РО-2002), которые введены в действие приказом МЧС России от 31.12.02 № 630 (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.03, № 4176).

Указанный документ в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (введены в действие постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) является нормативным правовым актом, требования которого обязательны для исполнения личным составом только одного вида пожарной охраны - Государственной противопожарной службы (ГПС). Иными словами, указанные ПОТ РО-2002 относятся к категории отраслевых правил по охране труда.

А чем же должны руководствоваться на пожаре пожарные и их руководители остальных четырех видов пожарной охраны? Большой вопрос.

Вот и получается, что, осуществляя совместные действия по тушению пожара или ликвидации ЧС, пожарные ГПС МЧС России должны соблюдать определенный набор требований охраны труда, установленный ведомственным приказом. В то же время пожарные других видов пожарной охраны могут их выполнять, а могут и игнорировать.

Не потому ли на практике иногда можно наблюдать ситуацию, когда пожарные, не входящие в структуру ГПС, не идут на разумный и оправданный риск, не проявляют самоотверженности при тушении пожаров, а стремятся отсидеться, как говорится, «в засаде», под маркой угрозы для жизни и здоровья, не тушить пожар, а имитировать действия по его тушению? Такое положение в ряде случаев приводит к тому, что личный состав частной пожарной охраны, других ее видов на реальном пожаре действует пассивно, тушит огонь с расстояния «по дыму», а заканчивается тушение пожара полным выгоранием объекта.

УСЛОВНО ЛЕГИТИМНЫ

В самой ГПС с правовой точки зрения в организации работ по охране труда имеются серьезные проблемы. Напомним, что ПОТ РО-2002 введены в действие приказом МЧС России более семи лет назад. В постановлении Правительства РФ от 23.05.00 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

В этом же постановлении сказано, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия».

Почему же все эти требования не выполняются в сфере охраны труда пожарных? В России серьезным образом изменилась законодательная и нормативная правовая база: с мая 2009 г. вступил в силу «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от 23.07.08 № 123-ФЗ). Появились новые своды правил и национальные стандарты в этой сфере, а Правила по охране труда в подразделениях противо-пожарной службы ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002) остались старыми. К тому же они существуют более пяти лет, и повторно срок их действия не продлевался. Значит, они не в полной мере легитимны.

24 июля 2008 г. министром МЧС России генералом армии С. Шойгу был утвержден «План-график формирования нормативных документов по пожарной безопасности, направленных на реализацию положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"» (рег. № 2-4-50-38-19 от 24.07.08). В п. 2.17 этого Плана-графика предусматривалась подготовка Свода правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны. Вероятно, имелась в виду подготовка межотраслевых правил по охране труда, как того требует постановление Правительства РФ от 23.05.00 № 399. Свод правил по охране труда должен был появиться в конце 2008 г., однако по непонятным причинам этого не произошло. И неизвестно, когда вопрос охраны труда различных категорий пожарных будет полностью урегулирован на государственном уровне.

Этим летом почти вся страна полыхала в огне лесных и торфяных пожаров, ликвидация которых сопряжена с огромным риском для всех участников тушения пожара. В ПОТ РО-2002 всего три пункта общего характера регламентируют требования охраны труда при ликвидации таких пожаров, чего явно недостаточно.

В последнее время для ликвидации различных пожаров стали часто использовать вертолеты и самолеты, которые со значительной высоты сбрасывают вниз громадные массы воды. Какие меры безопасности должен соблюдать пожарный, находящийся на пожаре при сбросе на голову нескольких тонн воды? Эти и многие другие вопросы обеспечения безопасности и охраны труда пожарных остались за рамками ПОТ РО.

НЕ РОСКОШЬ, А ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Еще один аспект, непосредственно затрагивающий вопрос безопасности пожарных, - это средства индивидуальной защиты. Безопасность пожарных при тушении пожаров и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, наряду со специальными правилами и приемами, обеспечивается еще и надежными, эффективными и удобными в работе СИЗ. К таким СИЗ относятся боевая одежда пожарного, средства защиты головы, пожарный пояс, специальная обувь, аппараты защиты органов дыхания и др. Именно СИЗ должны защитить пожарного и спасателя от опасных факторов пожара, под воздействием которых им приходится осуществлять свою деятельность на месте пожара или ЧС.

Однако и здесь вопросов больше, чем ответов. Необходим нормативный правовой акт, который регламентировал бы нормы бесплатной выдачи пожарным сертифицированных СИЗ и был бы согласован с Минздравсоцразвития России. Без такого документа у учредителей пожарной охраны нет единого подхода к тому, какие виды СИЗ и сколько выдавать пожарным. Отсутствуют правовые основания к тому, чтобы обеспечивать СИЗ бесплатно и относить затраты на их приобретение на себестоимость продукции, работ и услуг. Иными словами, без документа можно выдавать пожарным все, что угодно, но только... за счет чистой прибыли, т.е. после уплаты налога на прибыль (а это ни много ни мало 20 %). Собственникам и учредителям пожарной ' охраны это невыгодно, они всячески стараются экономить на СИЗ, закупать что подешевле.

Еще 13 февраля 2003 г. заместитель министра МЧС России Р. Цаликов официально заявил о том, что в МЧС России планируется разработка единых требований в части экипировки и сроков носки специальной одежды для работников пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин.

Прошло семь лет, однако ничего не изменилось. Минтруд России постановлением от 12.02.04 №12 утвердил Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных видов специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу МЧС России. Однако этот документ носит внутриведомственный характер, не распространяется на работников других видов пожарной охраны - частной, муниципальной, ведомственной, добровольной. Точной численности их состава практически никто не знает (по некоторым данным их свыше 17 тыс.).

Недавно на наш очередной запрос мы получили ответ следующего содержания: «МЧС России подготовлены и в установленном порядке направлены в Минздрав-соцразвития России изменения в постановление Минтруда России от 12.02.04 № 12 "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных видов специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу МЧС России".

Единые требования по экипировке работников ведомственной, муниципальной и добровольной пожарной охраны установлены постановлением Минтруда России от 12.02.04.

Согласно Федеральному закону от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" штатные лесопожарные подразделения и пожарно-химические станции не относятся ни к одному из видов пожарной охраны.

Нормы снабжения лиц, привлекаемых к тушению лесных пожаров, согласованы МЧС России и изложены в приказе Минсельхоза России от 22.12.08 № 549 "Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов"».

Ответ, мягко говоря, вызвал недоумение. О том, какие нормативы по СИЗ должны быть у работников частной и иных видов пожарной охраны, в МЧС России по непонятным причинам умолчали. А нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов не являются нормативом по СИЗ для работников и населения, привлекаемых к тушению лесных пожаров. Это абсолютно разные вещи, и то, что МЧС России согласовало эти нормы без консультаций и согласования с Минздравсоцразвития России, как это положено по закону, убеждает, что данные нормы не имеют никакого отношения к вопросам охраны труда людей, привлекаемых для тушения лесных пожаров.

КОГДА ОЦЕНИМ САМООТВЕРЖЕННОСТЬ?

Чем больше погружаемся в проблемы охраны труда различных категорий пожарных, тем очевиднее становится, что такое сложное положение во многом обусловлено наличием различных видов пожарной охраны, их ведомственной разобщенностью. Следствием этого является и то, что в стране отсутствует правдоподобная статистика гибели и травмирования пожарных. Необходимо, видимо, сказать и о недостаточном контроле за деятельностью МЧС России и подведомственных ему структур по исполнению трудового законодательства со стороны профсоюза работников государственных учреждений, федеральной инспекции труда и региональных отделений Фонда социального страхования РФ.

Не потому ли Государственная противопожарная служба (код по ОКВЭД 75.25.1) по виду экономической деятельности отнесена к самому низкому классу профессионального риска - к 1-му из имеющихся 32-х классов!? Например, шахтеры относятся к 32-му классу профессионального риска, машинисты метрополитена - к 7-му классу. Пожарные приравнены к офисным работникам, бухгалтерам и другим категориям работников, труд которых содержит минимальный уровень риска!

При этом необходимо подчеркнуть, что требования Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» распространяются только на одну группу личного состава ГПС - на работников. А военнослужащие и сотрудники ГПС по вопросам социального страхования и социальной защиты вообще исключены из этого списка и руководствуются федеральными законами «О военной службе и статусе военнослужащих» и «О милиции» и соответствующими Положениями о службе.

Неужели в этом проявляется стремление сэкономить на жизни и здоровье пожарных? Дело в том, что согласно Правилам (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.05 № 713) все виды экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска дифференцируются по группам. Правилами установлены особые условия для отнесения бюджетных учреждений к классам профессионального риска.

Бюджетные учреждения, в том числе пожарные подразделения ГПС МЧС России, полностью финансируемые за счет бюджетов, в части установления страхового тарифа относятся к 1-му классу профессионального риска, что оказывает существенное влияние на размеры страховых платежей.

На наш взгляд, пора признать алогичность ситуации, при которой отнесение к классу профессионального риска осуществляется не в зависимости от принадлежности работника к той или иной профессии, без учета сопряженных с профессиональной деятельностью рисков, а исходя из осуществления страхователем того или иного вида экономической деятельности. Застрахованный и работодатель при этом руководствуются не осознанием опасности повреждения здоровья или смерти при выполнении работником обязанностей по трудовому договору или в других установленных законом случаях, а уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и расходами на обеспечение по страхованию, сложившимися по видам экономической деятельности страхователей.

Что же получается? Несчастные случаи с военнослужащими и сотрудниками ГПС не учитываются Фондом социального страхования РФ, Росстатом и Рострудом, а в итоге мы имеем неполную картину гибели пожарных, причинения ущерба здоровья пожарным в процессе исполнения ими трудовых (служебных) обязанностей.

Трудно не понять, что низкий страховой тариф для пожарных, содержащихся за счет бюджетных средств, - это самое банальное желание сэкономить, т.е. меньше заплатить в Фонд социального страхования РФ. Но при этом риски у пожарных все равно остаются высокими, а это, в свою очередь, приводит к тому, что Фонд социального страхования РФ должен покрывать расходы на лечение пострадавших, на оказание помощи ставшим нетрудоспособными или расходы в связи с гибелью пожарных за счет средств предприятий других отраслей экономики.

Полагаем, что социальное страхование пожарных различных видов пожарной охраны и классы их профессионального риска должны быть скорректированы. Пожарные по классу риска не должны стоять на одном уровне с бухгалтерами и менеджерами. Пожарные всех видов пожарной охраны должны быть отнесены к одному классу пожарного риска.

Проблем в сфере охраны труда и социального страхования пожарных много, они разноплановы, и все требуют решения. Нельзя и дальше героизмом и самоотверженностью пожарных покрывать прорехи в нормативном регулировании и организации работы по охране труда личного состава.

В этом направлении нужна системная и целенаправленная работа, началом которой должно стать признание профессии пожарного «сквозной». Необходимо, чтобы в МЧС России были разработаны новые межотраслевые Правила охраны труда для личного состава всех видов пожарной охраны. А утвердить их должно не МЧС России, а Минздравсоцразвития России, которому такое право предоставлено в соответствии с действующим законодательством и подзаконными нормативными актами. Должны быть также разработаны и утверждены в установленном порядке типовые нормы по оснащению пожарных сертифицированными СИЗ. Наши защитники от огня нуждаются в надежной защите.

А. ТУДОС, шеф-редактор журнала "Охрана труда и социальное страхование" №10 2010 г.


www.avtoblog-78.ru © 2013-2016. Методика строительства
rss